Танеев Сергей Иванович (1856—1915)

Танеев Сергей Иванович (1856—1915)
   Танеев Сергей Иванович (13 (25) ноября 1856 г., Владимир — 6 (19) июня 1915 г., Дютьково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель.

   В 1875 году окончил Московскуюконсерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского, исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 годы работал в Московской консерватории (с 1881 г. — профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 гг. — директор. В 1905 году покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства. Продолжал заниматься с учениками частным образом. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 г.), участвовал в работе Пречистинских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор.

   Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера «Орестея» (по Эсхилу 1894 г.) — образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII вв. жанр — хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли).

   Создал уникальный труд — «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889—1906 гг.) и его продолжение — «Учение о каноне» (конец 1890-х — 1915 гг.).

   Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Н. Г. Рубинштейна). Среди учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, С. И. Потоцкий, Б. Л. Яворский.

   Сочинения:

  • Опера «Орестея» (1-я постановка — 1895г., Петербург);
  • Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма» и др.;
  • 4 симфонии (1874—1998 гг.);
  • увертюры;
  • концерт для фортепиано с оркестром;
  • Камерно-инструментальные ансамбли (20) — трио (в т. ч. фортепианное, 1908 г.), струнные квартеты, квинтеты (в т. ч. фортепианный, 1911 г.);
  • Для фортепиано — Прелюдия и фуга и др.;
  • Хоры a cappella;
  • Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella;
  • 55 романсов.

Википедия

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.