Развитие музыкальных и общих способностей по методике Д. Е. Огороднова

   27 февраля 2007 года исполнился 91 год новатору эстетического программирования, автору уникальной методики развития музыкальных и общих способностей человека Дмитрию Ерофеевичу Огороднову.
   Д.Е. Огороднов, выдающийся вокальный педагог, посвятил свою жизнь тому, чтобы доказать: грань между одарённостью и «бездарностью» человека, между его духовностью и бездуховностью является, по сути, гранью между его здоровьем и нездоровьем. Он первым поставил вопрос о том, что эстетическое развитие личности невозможно без наличия у неё особого сенсорного пространства — своеобразного органа восприятия прекрасного, и наглядно продемонстрировал, что комплекс необходимых для этого человеку способностей можно сформировать посредством выполнения простых, доступных всем упражнений.
   Известно, что у большинства людей слуховое восприятие сильно отстаёт от восприятия зрительного. Недаром существует известное выражение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всё, что воспринимается зрительно, мгновенно отпечатывается в нашем сознании в виде конкретных образов, а то, что воспринимается на слух, как правило, имеет характер отвлечённый, абстрактный. Использование выразительного жеста в работе с голосом позволяет сделать наглядным и осязаемым то, что без жеста оставалось бы за гранью конкретного восприятия. Умение музицировать, то есть управлять звуком, относится к наиболее сложным видам искусств. Д.Е. Огороднов, можно сказать, «приручил» звуки, и тем самым сделал их близкими, доступными, понятными — привнёс гармонию на физиологический план бытия человека.
   Работая в 50-70 годах прошлого века с детскими голосами, Дмитрий Ерофеевич нашёл ключ к решению сложнейшей задачи: укреплению подвижной детской психики, стабилизации всех нейрофизиологических процессов, процессов, протекающих в коре головного мозга ребёнка, путём одновременного включения в работу его голосового аппарата и кистей рук. Он ввёл в вокально-хоровое образование новый эталон звучания детского голоса, с которым невозможно было не считаться, и который оказал колоссальное влияние на формирование новой певческой культуры. Школы-интернаты, — учебные заведения для детей с глубоко травмированной психикой (из неблагополучных семей и детей, потерявших родителей), — куда целенаправленно приходил работать Д.Е. Огороднов, через некоторое время чудесным образом превращались в школы для особо одарённых детей. Воспитанники Д.Е. Огороднова отличались от своих сверстников высоким уровнем интеллектуального, эмоционального и духовного развития, способностью к собственному художественному творчеству, и к восприятию прекрасного в окружающем их мире. В 1978 году, по приглашению директора института общей генетики академика Дубинина, Д.Е. Огороднов на протяжении 3,5 часов демонстрировал в Московской Академии Наук свою работу группе учёных, итог которой был определён как «педагогическое чудо».
   Сегодня методику Д.Е. Огороднова знают и с успехом используют не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Израиле, в Соединённых штатах Америки (Калифорнийский университет), и даже в Австралии. Её называют «открытием века», достойным Нобелевской премии.
   Сам же Дмитрий Ерофеевич в настоящее время ведёт на редкость активный образ жизни: готовит к изданию рукописи и рабочие дневники; курирует своих учеников — единомышленников и последователей, проживающих в разных городах России и за рубежом; каждый день по два часа занимается собственным голосом и считает, что именно своему открытию он обязан и долголетием, и ясностью ума, и редкой работоспособностью, и возможностью поддерживать отличную физическую форму в таком солидном возрасте.

Художественный руководитель и дирижёр вокально-хоровой студии «Тоника»  В. А. Ярешко
О методике Д.Е. Огороднова: Из обращения к Председателю Совета Федерации С.М. Миронову:
   Глубокоуважаемый Сергей Михайлович!
   Хотим привлечь Ваше внимание к одному из самых замечательных открытий двадцатого века. Речь идёт о методике воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры, созданной более сорока лет назад Дмитрием Ерофеевичем Огородновым и являющейся одним из уникальных объектов культурного наследия России. …
   Суть методики описана в нескольких книгах Д.Е. Огороднова, но в целом результаты работы можно свести к нескольким пунктам:
   Весь внутренний мир, которым обладает человек, находится в двигательной коре головного мозга. Согласование движений голосового аппарата и кисти руки развивает и увеличивает творческий потенциал любого человека во многие десятки раз.
   Развитие памяти, интеллекта и творческих способностей имеют проявления не только в сфере музыкальной деятельности, но необходимы для полноценной жизни каждого члена общества независимо от его специальности и социального положения.
   Методика способствует общему оздоровлению организма человека в любом возрасте, стабилизирует психику, …, что в наше время особенно актуально. ….
   Наиболее ярко за прошедшие годы методика проявила себя в воспитании певцов и музыкантов, среди которых не только любители, но и высоко квалифицированные специалисты.
   За десятилетия работы Д.Е. Огороднов способствовал созданию творческих коллективов в ряде городов бывшего СССР. При участии Д.Е. Огороднова в Москве готовится к открытию Учебно-методический центр вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры «Капелла», где будут преподавать его ученики.
   Уникальность этого дела требует поддержки со стороны государственных организаций и предполагает нахождение в Москве автора методики.
   Действительный член Нью-Йоркской академии,    Академии гуманитарных наук РФ, доктор искусствоведения,    Профессор, заслуженный деятель искусств РФ,    художественный руководитель Оперного театра    Московской консерватории им. П. И. Чайковского    А.Н. Якупов.

В чём же заключается уникальность данной методики?
На этот, и на другие, часто задаваемые вопросы, отвечает руководитель Творческого центра «Тоника», доцент кафедры «Эстетического воспитания» Института Детства (РГПУ им. А. И. Герцена), кандидат культурологии Ярешко Валерия Анатольевна.

   Не могли бы Вы рассказать, в чём заключается уникальность и особенная ценность методики Д.Е. Огороднова?
   Методика Д.Е. Огороднова — это комплексная система воспитания певца и музыканта, учитывающая как законы акустики, так и законы работы центральной нервной системы человека. Она достаточно сложна для освоения, потому пока мало специалистов, работающих по ней. Но все, кто применяет методику Дмитрия Ерофеевича в своей работе, добиваются поразительных результатов. Она подходит для людей разных возрастов и обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом. Для детей, воспитанных по этой методике, в подростковом возрасте проблемы мутации не существует: их голоса не «ломаются», а плавно трансформируются в красивые, благородные голоса юношей и девушек.
   Есть ещё одна немаловажная особенность. Даже если человеку от природы «слон на ухо наступил», но при этом у него есть большая потребность в получении музыкального образования, ему даётся реальный шанс откорректировать состояние своего здоровья и успешно реализовать собственный творческий потенциал! В системе Д.Е. Огороднова никто не «отбраковывается»: у каждого, кто готов настойчиво работать над собой, появляется возможность стать не просто певцом и музыкантом, но разносторонне одарённым человеком.

   В это очень трудно поверить. Неужели так вот элементарно просто можно решить проблему отсутствия у человека музыкальных способностей?
   Не «элементарно просто», но решить можно. Необходимо запастись терпением и целенаправленно работать, корректируя свою изначальную природу при помощи специальных упражнений. Причём предполагается как самостоятельная работа, так и работа под руководством педагога. И если есть твёрдое намерение развивать себя в данном направлении — успех обязательно придёт!

   А в чём именно заключается коррекционное воздействие?
   В первую очередь это телесно-ориентированная работа с музыкальным слухом. Акцент делается именно на ней, потому что точная интонация является первым, главным и абсолютно необходимым условием вокального исполнительства. Ничто так не портит общее художественное впечатление, как неточная интонация. Даже малейшее отклонение от нужного тона сразу же обесценивает все остальные достоинства певца. «Он фальшивит» звучит как приговор. «Фальшивит» — значит врёт, а если врёт — нечего ему делать на сцене! Сцена — это сакральное пространство, предъявляющее к каждому максимальные требования. И главное требование — быть правдивым, искренним и убедительным в своей искренности! Поэтому работа со слухом, с внутренней настройкой личности имеет первостепенную важность!
   Однако нельзя сказать, что при этом не развиваются другие способности. Комплексы упражнений, разработанные Д. Е. Огородновым, кардинально отличаются от других техник работы с голосом как раз тем, что воздействие на все психофизиологические параметры личности происходит одновременно. То есть, развивается музыкальный слух — параллельно формируется тембр голоса, укрепляется певческое дыхание, появляется чувство метро-ритма, чувство музыкальной формы.

   А в чём именно заключается отличие техники постановки голоса по методике Д.Е. Огороднова от традиционных техник работы с голосом?
   Традиционный подход к постановке голоса заключается в том, что организм человека рассматривается как некий стандартный набор физиологических составляющих — без учёта уникальности каждого поющего. Главное — активизировать ту или иную группу мышц: остальное приложится! Для этого используются упражнения, нацеленные, прежде всего на то, чтобы «вытащить» из человека звук — погромче и поплотнее: «вызвучить» его. И, как правило, забывают при этом, что пение — это, прежде всего, музыкальное мышление, живой процесс воссоздания во времени художественных смыслов и образов по законам музыкальной формы.

   Но разве можно игнорировать силу голоса? Во все времена именно сильный и красивый голос считался безусловной ценностью, редким даром. Да и сам процесс постановки голоса у большинства людей связывается, прежде всего, с приобретением навыка петь громко и уверенно, используя дыхание как твёрдую опору.
   Силу голоса как таковую, — без силы эмоционально-интеллектуального переживания, — можно уподобить вокальному культуризму. Да, впечатляет! Но ради чего, во имя чего? Как правило, такие голоса не обладают достаточной гибкостью и как бы выкрашены в один цвет. А между тем все великие певцы прошлого и современности как раз и отличаются от певцов средней руки тем, что могут передавать в голосе различные эмоционально-смысловые оттенки, умеют мгновенно меняться, быть предельно выразительными и при громком, и при тихом пении. Именно отсутствие «мясистой» плотности в тембре голоса, его эмоциональная гибкость, полётность, осмысленность вызывает в слушателях художественное потрясение, невольные слёзы восторга…
   Поэтому, чтобы добиться художественного результата, научить свой голос быть гибким, умным, послушным, мы должны «приручить» его, взять в свои руки, научиться общаться с ним при помощи рук. Постановка голоса по методике Д.Е. Огороднова предполагает работу над голосом через пластику жеста. Без рук — никуда!

   То есть, руки участвуют в постановке голоса?
   И не только голоса! Весь комплекс музыкальных способностей формируется благодаря активной работе рук. Руки — это наш второй артикуляционный аппарат, а ещё их называют «второй головной мозг»! Руки играют в судьбе каждого человека колоссально важную роль, но в обыденной жизни мы мало над этим задумываемся… Зато специалисты, занимающиеся коррекционной педагогикой, прекрасно понимают, что между состоянием рук человека и свойствами его личности существует самая непосредственная связь!

   А не станет ли необходимость использовать движения рук при пении дурной привычкой, от которой впоследствии будет трудно или даже невозможно избавиться?
   Движение рук — это жест, а жест — эмоционально-смысловое проявление личности. Есть жест внешний, и есть жест внутренний — некий импульс, предваряющий внешний жест. Наши эмоционально-двигательные проявления, как правило, спонтанные и бессистемные. Но область искусства предполагает их гармонизацию. Через движение рук, организованное по законам развития музыкальной формы, мы пробуждаем свою эмоциональную сферу, делаем проявление эмоций наглядным и управляемым. Постепенно, по принципу обратной связи, внешний жест формирует внутреннее чувство лада, чувство музыкальной формы, и это — настоящее чудо! С появлением внутренней формы потребность в специальной двигательной активности отпадает, так как возникает естественное, изящное равновесие между внутренними реакциями и их внешним проявлением. Никакой чрезмерности — ни в голосе, ни в жесте: во всём — идеальная мера и баланс!

   Если методика Д. Е. Огороднова настолько эффективна, почему она до сих пор не получила широкого распространения?
   Почему не получила?!.. Она получила мировое распространение и признание! Методика родилась 50 лет назад в Ленинградской области, а корни пустила — в Москве, на Украине, в Белоруссии, в Европе, Америке, и даже в Австралии!…

   Тогда почему жители Санкт-Петербурга почти ничего об этом не знают?
   «Пророка нет в Отечестве своём…»… А если серьёзно, главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что пока нет развитой системы подготовки специалистов. Дмитрий Ерофеевич потратил много сил и времени на то, чтобы «привить» методику среди музыкантов всех уровней, но заложенная в её основу система ценностей во многом противоречит целям и задачам государственной системы музыкального образования…

   То есть, методика Д.Е. Огороднова находится в некоторой оппозиции по — отношению к традиционной системе музыкального образования?
   Явной оппозиции нет, но, можно сказать, существует скрытая оппозиция — не внешняя, а, скорее, внутренняя. Дело в том, что сама методика представляет собой совершенно полноценную, альтернативную систему музыкального образования. Альтернативную, потому что музыкальная компетентность на уровне профессионализма — не самоцель, а всего лишь побочный эффект данной методики. И если цель государственной системы музыкального образования — подготовка дипломированных специалистов, то конечная цель методики Д.Е. Огороднова — формирование ЧЕЛОВЕКА: эстетически развитого и всесторонне одарённого — ЧЕЛОВЕКА ГУМАННОГО! В этом, на мой взгляд, её главная ценность!

   Поэтому Вы и собираетесь сделать методику всеобщим достоянием?
   Хотелось бы. Ведь адресована она всем без исключения…
   Сегодня методика Д.Е. Огороднова «широко известна в узких кругах», но для успешного её распространения необходимо создать самостоятельную образовательную структуру. И работа в этом направлении ведётся. Уже с осени этого года заинтересованные специалисты, работающие в области музыкальной и коррекционной педагогики, а также учителя начальных классов, смогут пройти курсы повышения квалификации на кафедре «Эстетического воспитания» Института Детства, РГПУ им. А. И. Герцена. Начинает работу Творческий центр «Тоника», куда сможет обратиться каждый, кто хочет овладеть своим голосом — независимо от возраста, образования и «базовых» способностей…
http://tonikart.ru

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Вопрос к властям

Честь и хвала, тем, кто поддерживает самого Дмитрия Ерофеевича, и пытается продвинуть его методику, которая и по моему мнению, является на сегодняшний день единственно верной и нужной. Это как раз то, чего не хватает в системе воспитания полноценной личности. И именно с этого необходимо начинать воспитание детей. О чем же думают "ответственные мужи от культуры" и чего выжидают? Подумайте, ведь Огороднову уже 91 год!

Вы совершенно

Вы совершенно правы. К сожалению, от "ответственных мужей от культуры" мы еще долго ничего не дождемся, кроме движения не в ту сторону. В этих условиях выход один - пытаться что-то делать самим. Интересно, кто вы, откуда знаете методику? Я как раз тот самый человек, который много лет поддерживает самого Дмитрия Ерофеевича и пытается продвинуть его методику. Ищу единомышленников. Нужна помощь друзей. Верю, что есть хорошие люди, которые поняли то, что поняли вы.

Да-да

Много слышу очень хорошего об этой методике. К сожалению, на себе не удалось испробовать. Но вот в работе с детьми (сольное пение) очень и очень хотелось бы применять (сначала изучив, конечно же). Как бы с ней поближе познакомиться? Может, возможно приобрести книгу или какое-либо методическое руководство?

Это просто!

Взгляните, пожалуйста, на последний абзац основной статьи. Там есть информация о том, куда следует обращаться и ссылка на сайт этой организации

Наследник

А еще есть внук - Дмитрий Огороднов (мой бывший сокурсник :)), который активно сейчас работает по дедушкиной методике, можно связаться с ним, у него есть все материалы. Есть еще хор "Апрель" в Гатчине - собственно детище Огороднова-старшего, можно послушать-посмотреть :)

Охота

Имею огромное желание просмотреть, хотя бы в письменном виде методику. Лично присутвовать нет возможности, что очень жаль. Скажите, напишите где можно найти методички, или материал в письменном виде о методе Д.Е. Огороднова?
Заранее спасибо!

Мой e-mail Kleinis@t3.ua

Методички о методе Огороднова.

Методички (и не только!) о методике Д. Е. Огороднова
ищите на сайте ogorodnov.info

Мы сами не местныя:)

Живу в Ростове, крайне необходимо поучиться методике, как это осуществить?

Изображение пользователя Ева.

Ищущему да воздастся

В конце статьи и в комментариях есть ссылки на интернет-ресурсы Огороднова. Надеюсь, Вы их найдёте:)

Важная поправка!

 Друзья!
День рождения Дмитрия Ерофеевича Огороднова - 27 февраля!
Прошу учесть эту важную поправку.

Благодарим за информацию!

Исправили, да:) 

Спасибо.

Информация точная. Спасибо за доверие и внимание.

Хотелось бы на

Хотелось бы на собственном опыте подтвердить всё выше сказанное. И выразить благодорность автору за чудодейственную методику .Система прекрасно работает с "гудками",с детьми лишёнными вокальных данных.Очень раскрепощает детей ,делая их музыкальными.

Сейчас на сайте 0 пользователей и 13 гостей.