Мотет

Мотет (франц. motet, уменьшительное от mot - слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной музыки.
   Возник в 12 в. во Франции. Первоначально мотет представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на напевах католической службы (см. Григорианский хорал), присоединялся новый голос. Этот голос получил название мотет, которое перешло и на всё произведение. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные мотетные Голоса, добавленные в них к основному, были мелодически более богатыми. Их подтекстовка, вначале варьировавшая подтекстовку основного голоса, приобретала всё большую самостоятельность; появились мотеты, в которых сочетались религиозные и светские юмористические, шуточные тексты, тексты на разных языках. Партия основного голоса нередко поручалась инструменталисту. В дальнейшем в мотетах начинают применяться имитация и каноническое изложение (см. Канон).
   С 15 в. мотетом называется любое вокальное произведение, более развитое и торжественное сравнительно с песней.
   В 16 в. в мотетах О. Лассо, Дж. Габриели, Палестрины вырабатывается стиль чисто вокальной (без привлечения инструментов) хоровой полифонии. Во французском М. 16 в. господствует хоральный склад.
    В Италии в 17 в. возникает сольный мотет с генерал-басом. Вершина развития жанра - мотеты И. С. Баха, углубившего тип хорового М. и приблизившего его к кантате.

   В 19 в. мотет культивируется как хоровое произведение на текст серьёзного характера, порой включающий религиозные мотивы (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно и др.).

Мотеты сочинялись к разного рода торжествам.
Источники: Большая советская энциклопедия на rubricon.com, glossary.ru

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.